Как мы внедряли турбо-страницы, и что из этого вышло

11.08.2021

Кроме стандартных процессов по оптимизации видимости и конверсии сайта, принятых агентстве комплексного интернет-маркетинга “Реаспект”, мы постоянно ищем новые способы и инструменты, которые могут повысить эффективность достижения результатов. В этой статье мы расскажем о том, как мы тестировали эффективность внедрения технологии “Турбо-страницы” от Яндекса.

Содержание
Что такое турбо-страницы?

Турбо-страницы — технология Яндекса, направлена на ускорение загрузки контента сайта. Впервые технологию начали тестировать в 2017 году, и с тех пор ее активно развивают, добавляя новый функционал.

Сейчас турбо страницы, условно, можно разделить на 2 группы:

  1. По типам сайтов или страницы:

    • Для контентных сайтов — основной функционал крутится вокруг уменьшения нагрузки на сервера владельцев сайтов и ускорения загрузки контента для посетителей сайта.

    • Для интернет-магазинов — на основе выгрузки формируются адаптивные карточки товаров, каталоги и фильтры. Есть возможность подключения корзины и добавления способов доставки.

    • Турбо-сайты для “Яндекс Директ” — компании, размещающие рекламу в Яндекс Директе имеют возможности сами настроить какая информация будет размещена на их турбо-страницах. По сути, это конструктор лендингов от Яндекса.

  2. По устройствам:

    • Для мобильных устройств.

    • Для десктопа — сейчас технология доступна только для контентных страниц.

Плюсы подключения турбо-страниц

Основной “фишкой” подключения турбо является ускоренная загрузка страниц на устройствах.

Вторым плюсом подключения сайта к технологии турбо, является расширение сниппетов сайтов в поисковой выдачи:

  1. Рядом с сайтом, в выдаче появляется специальный значок “Турбо”.

  2. По витальным запросам (запросы, связанные с конкретным брендом) в поисковой выдаче появляются дополнительные блоки с турбо-страницами.

  3. В правой колонке поисковой выдачи может появляться рекомендательный блок с турбо-страницами.

Недостатки турбо-страниц

Хоть технология развивается уже более 3 лет, но минусов у нее все еще предостаточно. Скажем коротко об основных:

  1. Отсутствие гибкости в настройках.

    В турбо для интернет-магазинов можно указать только карточки товаров и основные характеристики (о том, как подключать турбо-странице ниже). Повлиять на каталог и фильтры возможности нет.

  2. Отсутствие дизайна.

    В настройках мы можем указать только небольшие изменения в CSS-стилях (общая цветовая палитра), указать какие ссылки будут в меню и указать сколько колонок будет в дизайне: одна, две или три. И всё, больше никаких дизайнерских решений.

  3. Невозможность настроить сценарии.

    Если мы активируем турбо-страницы, то они будут показываться всегда. Нельзя разрешить показ турбо на десктопе, и запретить показ на мобильных устройствах. Нельзя показывать турбо только для некоторых страниц.

Можно и дальше углубляться в ограничения турбо, но, даже озвученных выше обычно хватает, чтобы снизить интерес к этой технологии у 90% интересующихся клиентов.

Пример как выглядит информационная статья на сайте (слева) и ее турбо-версия (справа):

Как подключить турбо-страницы к сайту

Для подключения турбо-страниц необходимо подготовить источник:

  1. Если подключается интернет-магазин, и необходимо сформировать турбо-версии карточек товаров, достаточно использовать yml-фид, используемый для “Яндекс.Маркета”. Рекомендуем доработать фид и разнести характеристики товаров по соответствующим функциональным блокам.

  2. Если подключается контентный сайт, необходимо настроить генерацию RSS-фида на стороне вашего сайта.

  3. Есть и третий способ подключения турбо-страниц, через API сервиса. Подробнее как это делается можно прочитать в документации.

  4. Еще один способ создания источника — использовать плагины для CMS.

Если у вас интернет-магазин, но есть и контентные страницы, можно загрузить оба источника.

После подготовки источника, приступаем к активации турбо-страниц:

  1. Необходимо добавить сайт в сервис “Яндекс.Вебмастер”.

  2. Переходим в раздел “Турбо-страницы” —> “Источники” и в поле “Ссылки на источник” добавляем url адрес фида. Яндекс некоторое время будет проверять корректность источника данных. Если при первичной проверке ошибок не найдено, появится возможность активации турбо-страниц.

  3. Перед окончательной активацией необходимо перейти в раздел “Турбо-страницы” —> “Настройки” и пройти по каждому из представленных пунктов, указав нужные настройки вывода. Настройки достаточно простые: выводить логотип или название сайта, номер счетчика Яндекс.Метрика и так далее.

  4. На вкладке “Отладка” можно проверить корректность работы кода источника.

  5. А на вкладке “Диагностика” будет указано подробное описание возможных ошибок и дополнительные рекомендации для сайта.

Как мы тестировали турбо-страницы

Мы долго не решались проверять эффективность турбо-страниц. Отчасти, основываясь на ограничениях, описанных выше. Отчасти, смотря на опыт наших коллег, которые получали снижение конверсии, ошибки релевантности и другие неприятные проблемы, после активации технологии турбо. Но с каждой новостью от разработчиков технологи, наш интерес снова вспыхивал. И мы решили посмотреть на то, как работает технология сейчас.

Сразу оговорюсь, что экспериментировать с внедрением турбо для интернет-магазинов мы не рискнули. Нас все еще смущает ограничения по настройке этапов продаж и отсутствие возможности влиять на турбо версии товарных каталогов.

Проверка турбо-страниц для контентных разделов

При внедрении турбо-страниц, мы хотели получить ответы на следующие вопросы:

  1. Как повлияет подключение турбо-страниц к сайту: будут ли они “воровать” трафик простых страниц, или принесут дополнительный трафик?

  2. Повлияет ли наличие турбо-страниц на позиции сайта?

  3. Как отличаются поведенческие метрики на простых страницах от турбо-страниц?

Вводная информация:

  • Активация турбо-страниц — апрель 2020.

  • Тип сайта — интернет-магазин с контентным разделом.

  • Для каких страниц активированы турбо — только для контентного раздела.

Влияние на трафик

Подключение турбо-страниц не снизило приток трафика на простые типы страниц

Если посмотреть на распределение трафика между обычной и турбо-версией одной статьи, видна аналогичная картина. Наличие турбо версии, не снижает трафик на обычную страницу.

Можно сделать предварительный вывод, что в настоящий момент, подключение турбо-страниц не снижает органический трафик на простые типы страниц.

Влияние турбо страниц на видимость сайта

Этот вопрос мы проверяли просто: отслеживаем изменение позиций для запросов, которые продвигаются на страницах с турбо-версиями.

Виден явный и достаточно сильный рост позиций сайта.

Но, с внедрением турбо-страниц, мы столкнулись с проблемой. Турбо-версии начинают перебивать в выдаче релевантность обычных страниц. И это плохо, потому что все чаще в выдаче по запросу, вместо товарной страницы или товарного каталога можно увидеть турбо-страницу, которая, априори, имеет конверсию ниже, и отвечает на интент посетителя хуже. Сейчас мы ищем решение внезапной проблемы.

Влияние турбо страниц на видимость сайта

Сравним поведение в одном разделе для разных типов страниц:

Видно, что по основным метрикам вовлеченности и конверсии турбо-страницы уступают классическим страницам. Выше отказы, ниже глубина просмотра, время на сайте. А самое главное, конверсия значительно ниже.

Заключение

Турбо-страницы от Яндекса достаточно интересная технология. Но в данный момент, плюсы от ее внедрения нивелируются минусами. Чтобы проверить полученные результаты, мы планируем продолжать эксперименты по внедрению данной технологии. Но мы не готовы рекомендовать данный инструмент для внедрения.


Возврат к списку